Качество жизни населения
Как социально-экономическая разновидность уровень и качество жизни населения выражает собой степень удовлетворения потребностей граждан в материальных средствах, бытовых и культурных услугах.
Материальные средства – это жилище, продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта.
К разряду бытовых услуг можно отнести коммунальные, транспортные, медицинские услуги, а также сервис связи и услуги службы быта.
Услуги в области культуры предоставляют учреждения культуры, искусства и образования.
Качество жизни как определение благосостояния народа является одним из основных элементом более широкого понятия «образ жизни».
Россия в ногу с мировым сообществом шагнула в новую цивилизацию, основными характеристиками которой являются глобальные перемены в экономике, гуманизация важных сфер жизни, развитие постиндустриального общества, повышение роли образования, науки и культуры для каждого жителя страны. Такие процессы оказывают содействие для роста роли человеческого капитала, что требует исследования проблем качества жизни.
Последние изучения толкают на вывод, что экономическая категория «качество жизни населения России» может быть обозначена как «определившаяся в массовом сознании обобщенная оценка объема характеристик условий жизни населения».
Таким образом, категорию «качество жизни» можно свести к интегральным свойствам, которые составляют среду и систему предоставления жизнедеятельности населения. Этими свойствами служат следующие показатели качества жизни населения:
1. Качество населения, которое определяет такие его свойства как способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость и т.п.); способность к созданию и сохранению семьи (браки, разводы); качество образования и квалификации.
2. Благосостояние определяется показателями доходов, а также такими макроэкономическими показателями, как ВВП на одного жителя, индексом потребительских цен, уровнями безработицы и бедности.
3. Условия жизни населения включает в себя характеристики жилищных условий, снабженность населения услугами здравоохранения, образования, культуры, мобильности и т.п.
4. Информируемость характеризируется доступностью к средствам информационно-комуникационных структур (операторы сотовой радиосвязи, информационные ресурсы, технологии интернет и т.п.).
5. Социальная защищенность граждан (уровень социальной сферы) отражает условия труда, соцобеспечение и соцзащиту, а также физическую и имущественную сохранность.
6. Качество окружающей среды (качество экологии) охватывает данные о загрязнении атмосферы, водных ресурсов, состояние почвы, уровень биоразнообразия территории и т.п.
7. Природно-климатические условия определяют климатические условия, частоту и специфику форс-мажорных ситуаций (наводнений, пожаров, ураганов, землетрясений и других стихийных бедствий).