Признаки коррупционного тендера
Участие в государственном тендере требует уверенности в целесообразности начатого предприятия. Будет ли тендер действительно честным, не определен ли победитель заранее? Выявить нечестных конкурентов и недобросовестных чиновников возможно, если знать основные признаки нечестного тендера.
1. Цена. Коррупционный контракт значительно отличается по цене. Может быть как завышенной, так и заниженной в разы. Для определения соответствия требуется провести тщательное изучение тендерной документации с привлечением независимых специалистов. Экспертиза помогает объективно оценить стоимость нематериальной составляющей, то есть того, что не поддается однозначной оценке. Конечно, нередки случаи, когда круг экспертов, способных провести независимое исследование торгов на предмет «чистоты» крайне узок. Это связано с тем, что количество высококлассных специалистов в определенных областях ограничено, значит, высок риск коррупции.
2. Сроки. Часто встречаются случаи, когда проводимый тендер является лишь формальностью, тогда как проект практически находится на стадии завершения. В конкурсной документации в таких случаях проставляются нереальные сроки выполнения. Объективно оценивая ситуацию, становится понятно, что в указанные сроки выполнить требуемый объем нереально. Напрашивается вывод, что заказчик с исполнителем обо все договорились заранее.
3. Лицензии. Чаще всего в конкурсе указываются произвольные требования относительно лицензий. При отсутствии требуемой документации компания просто не допускается к участию в тендере. Случается, что заказчик в качестве обязательного условия указывает наличие лицензии, которая на самом деле не требуется для выполнения определенных работ. Обращение в антимонопольную службу помогает разобраться и определить соответствие указанных в тендерной документации требований реальному положению дел.
4. Нечетко сформулированное техническое задание. Задание должно давать потенциальному исполнителю заказа широкое и полное представление о требованиях заказчика. Зачастую происходит наоборот: знакомясь с требованиями определить желаемый результат практически невозможно. Такой скрытый механизм используется для отсечения «неугодных» компаний. Речь не идет о сложных проектах, когда задание многоуровневое и объем требований к выполняемым работам велик. В этом случае заказ должен разбиваться на части и выполняться поэтапно.
5. Объединение лотов. Объединение различных видов работ в один лот является сознательным ограничением конкуренции в силу того, что все работы должны производиться одним исполнителем. Или же исполнитель, выполнивший первый этап работ, по условиям контракта обязан выполнить и все последующие. Если работы подразумевают привлечение специалистов различных сфер, то одностороннее исполнение всего объема становится невозможным. Любое ограничение свободы выбора исполнителя является признаком коррупционного контракта.
6. Здравый смысл. Государственные закупки особо ценных предметов в России никак законодательно не ограничиваются. Приобретения немыслимых по цене предметов интерьера и иных ценных вещей, никоим образом законодательно не запрещены. Огласка подобных проектов приводит максимум к отмене конкурса. Но чаще причиной отмены является необходимость в показательном процессе, нежели юридическая составляющая.
Популярные новости:
Похожие статьи:
- Как избежать арендных аферистов
- Коррупция 2012
- Коррупция в России 2012
- Закон о коррупции
- Коррупция 2011