Региональные налоги и сборы
Система налогов России имеет единственную классификацию, утверждённую законом и закреплённую в Налоговом кодексе. Под этой классификацией подразумевается деление налогов и сборов на три уровня: федеральные, местные и региональные.
Ниже представлена краткая характеристика региональных налогов и сборов, и все возможные изменения, которые затронут некоторые из них в ближайшем будущем.
Местные и региональные налоги и сборы, регламентируются Налоговым Кодексом, а также законодательными актами субъектов РФ, либо нормативно-правовыми актами органов муниципальных образований.
Иными словами, эти налоги и сборы обязательны к уплате лишь на территории определенных субъектов РФ (либо муниципального образования), которые ввели их на своей территории.
Как правило, к основным элементам налогообложения относят:
1) налогоплательщик;
2) налоговая база;
3) объект налогообложения;
4) порядок начисления налога;
5) налоговый период.
Данные элементы определяются только Налоговым Кодексом. А конкретные налоговые ставки, срок и порядок уплаты налогов, а также налоговые льготы устанавливают региональные или местные власти.
Региональные налоги (статья 14 НК РФ):
- налог на осуществление игорного бизнеса;
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог.
К местным налогам относятся (статья 15 НК РФ):
- налог на имущество физических лиц;
- налог на землю.
Известно, что региональные и местные налоги и сборы 2012 года подвергнутся некоторым изменениям. Так, например, уже в мае этого года была рассмотрена вероятность отмены транспортного налога в 2011 г.
При этом сохранялась и вероятность того, что данный налог останется без изменений, но одновременно увеличатся суммы акцизов на топливо. По некоторым данным Минфин выдвинул предложение повысить акцизы на автомобильное топливо на 3 руб.
Не менее остро стоит вопрос несовершенства системы налогообложения в игорной сфере бизнеса. С 1 июля 2009 г. в России данный вид бизнеса разрешён лишь в 4-х
особых экономических зонах – так называемых, игорных зонах. Таких как: республика Алтай, Калининградская область, Приморский край, а также зона на границе Краснодарского края и Ростовской области «Азов-Сити».
Однако как до, так и после этого игорный бизнес в России находил новые способы функционирования и за пределами таких зон – будь то перенос своих заведений за границу, либо прямое нарушение закона внутри РФ.
Не удивительно, что, как только вступил в действие запрет на деятельность таких заведений вне игорных зон, повсеместно стали появляться многочисленные полу – и нелегальные заведения.
Ответом на это были следующие предложения законодателей: усиление налоговой нагрузки на легальные заведения и ужесточение наказания за осуществление нелегальной предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.
В настоящее время осуществляется подготовка к введению на территории России налога на недвижимость. Есть предположение, что он начнёт действовать с 2013 г. Вероятно, данный налог будет взиматься с рыночной стоимости недвижимости, а налоговая ставка не будет выше 0,1%.
При этом региональные власти смогут уменьшать эту ставку. Изменения в налоговом законодательстве РФ, рассмотренные в этой статье, не касаются принципиальных положений НК РФ, но затрагивают различные действующие региональные и местные налоги и сборы.
В связи с этим нынешнюю практику налогообложения можно считать вполне действенной и не нуждающейся в принципиальном пересмотре.