Законодательство о налогах и сборах
В данное законодательство входит:
- законодательства РФ о сборах и налогах, а именно: Налоговый кодекс России и принятые в соответствии с ним ФЗ о налогах и сборах;
- законодательства субъектов России о налогах и сборах;
- а также нормативные акты местных органов власти о местных сборах и налогах;
Какие-либо нормативные акты другого уровня к категории законодательства о сборах и налогах не относятся.
НК России устанавливает систему сборов и налогов, которые взимаются в бюджет федерального уровня, а также формирует основные принципы сборов и налогообложения в России. Кодекс состоит из 2-х частей.
Правоотношения, которые регулируются налоговым законодательством. Данное законодательство регулирует директивные отношения по введению, установлению и взиманию сборов и налогов, а также отношения, которые возникают при осуществлении налогового контроля, при обжаловании налоговых актов действий (либо, наоборот, бездействий) должностных лиц налоговых инспекций и привлечение за совершение какого-либо налогового правонарушения к ответственности.
Как действуют во времени акты налогового законодательства? Для данных актов действуют особенные правила вступления их в силу. Помимо этого, в Налоговом кодексе России отражены и развиты конституционные нормы, которые устанавливают отсутствие или наличие обратной силы каких-либо актов законодательства о сборах и налогах.
Нормативный правовой акт признается не соответствующим НК России в судебном порядке, если иное кодексом не предусмотрено.
Влияние международных договоров. Если международный договор РФ содержит положения, которые касаются сборов и налогообложения, и в которых установлены правила и нормы, отличающиеся от предусмотренных в Налоговом кодексе, то нормы и правила международного договора имеют преимущественную силу.
Субъекты правоотношений налогообложения и сборов. Субъектами правоотношений, которые регулируются законодательством о сборах и налогах, являются:
- плательщики сборов и налогоплательщики (физические лица и организации);
- признанные Налоговым кодексом России налоговые агенты;
- Министерство России по сборам и налогам (МНС) и его территориальные отделения (налоговые органы);
- сборщики сборов и налогов;
- таможенные органы;
- регистрирующие организации;
- финансовые органы;
- органы внебюджетных государственных фондов;
Заметим также, что при ликвидации предприятия, исходя из требований п. 1 статьи 64 ГК России, расчеты по налогам и сборам в бюджет и во внебюджетные фонды производятся в третью очередь, когда удовлетворены требований кредиторов, относящихся к предыдущим двум очередям.
Процедура исполнения обязанности по уплате сборов (штрафов, пеней) и налогов ликвидируемого предприятия установлены положениями статьи 49 Налогового кодекса РФ.
Обязанности по уплате упомянутых платежей в ликвидируемой организации выполняется ликвидационной комиссией (ликвидатором) за счет денежных средств данного предприятия, которые получены в том числе от продажи ее имущества (пункт 1 статья 49 НК РФ).