Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация (иначе называют ценовой дифференциацией) является установлением различных цен на одни и те же товары, если различия в цене не имеют ничего общего с рядом различных издержек при производстве.
Обязательные условия ценовой дискриминации – это полное отсутствие у покупателя возможностей перепродать продукт, а также обстоятельства, при которых продавец может проводить градацию среди покупателей зависимо от гибкости их спроса на конкретный товар.
В Соединённых Штатах Америки данная практика работы с ценами в соответствии с Актом Клейтона считается незаконной при обстоятельствах, когда это приводит к ограничению конкуренции.
Степени ценовой дискриминации зависят от её разновидностей, среди которых выделяют ценовую дискриминацию первого, второго и третьего родов.
Совершенная ценовая дискриминация (первого рода) является практикой взимания с покупателя платы, которая равняется его субъективной цене, а именно максимально возможной для его оплаты. Это в общем-то идеальный случай, потому как продавцу трудно точно узнать сумму, являющуюся субъективной ценой для различных покупателей.
Но в некоторых случаях продавцы имеют возможность осуществить на практике несовершенную ЦД этого типа – такую операцию легко совершить, когда продавцом является один из специалистов, способных хотя бы приблизительно оценить, какую сумму их клиенты готовы внести за предоставленные услуги, в связи с чем и выставляется счёт.
Такими специалистами называют врачей, юристов, бухгалтеров, архитекторов и т.п. Ценовая дискриминация первого рода предусматривает, что потребительский излишек остаётся у производителя.
Ценовая дискриминация второго рода является изменением цен, что совершаются зависимо от объёма потребления. Применима она при тех обстоятельствах, когда производитель обладает информацией не о каждом из конкретных потребителей, но об их группе.
В таком случае продавцы устанавливают ряд тариов, из которых покупатели выбирают подходящие для себя. Устанавливая тарифы, продавец старается получить максимальную долю от потребительского излишка.
Ценовой дискриминацией третьего рода называют продажу одних и тех же товаров различным категориям потребителей по разным ценам. К примеру, сюда относятся скидочные предложения для студентов и пенсионеров либо продажа товаров, которые практически не отличаются своими потребительскими свойствами, по ценам, что значително отличаются от других (здесь можно выделить предоставляемые услуги при авиаперелёте – эконом- и бизнесс-классы).
Примеры ценовой дискриминации можно легко найти в повседневной жизни. Например, во многих кинотеатрах можно найти билеты по скидкам для детей, студентов или людей пенсионного возраста, что позволяет гораздо повысить уровень прибыли.
Другим примером служат напечатанные в газете или журнале купоны с павом получения скидки, которые можно вырезать и предъявить во время покупки кассиру. Таким образом организация также осуществляет ценовую дискриминацию.
Популярные новости:
Похожие статьи:
- Дресс-код для собеседования
- Увеличить зарплату: не спам!
- Золотые правила Баффета
- Долги из долгого ящика
- 10 правил испытательного срока