Единый таможенный тариф
В условиях перехода к рыночной экономики возникает необходимость в создании таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства, как составной части системы управления. Участвуя в решении внешних и внутренних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование играет важную роль в интеграции страны в международное разделение труда, в структурной перестройки экономики и в формировании новых международных отношений.
Ни одно государство не может обойтись без использования в налоговой системе сборов и пошлин. Не смотря на то, что размер сбираемых пошлин занимает незначительное место в государственном бюджете, им придается важное финансовое значение. Существуют следующие виды пошлин:
- государственная пошлина, которая взимается за ряд услуг, например, принятие исковых заявлений судом, регистрацию актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
- регистрационные пошлины, которые взимаются при обращении с заявкой на выдачу патентов на изобретение или промышленный образец;
- таможенные пошлины, которые взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, товары, перемещаемые через границу РФ, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом «О таможенном тарифе».
В соответствии с Договором, подписанным 6 октября 2007 года, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан сформировали Таможенный союз. Высшими органами данного союза являются Межгосударственные советы на уровне глав правительств и государств. Единым постоянно действующим регулирующим органом ТС является Комиссия таможенного союза.
Формирование таможенного союза позволило создать единую таможенную территорию, в пределах которой не применяются таможенные пошлины, а также ограничения экономического характера.
Единый таможенный тариф таможенного союза – это свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, ввозимых на территорию таможенного союза из третьих стран. Этот тариф систематизирован в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В рамках таможенного союза установлен единый таможенный тариф и прочие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Ставки единого таможенного тарифа устанавливаются соответственно договорно-правовой базе, заключенной между государствами-участниками. В 2009 году Высшим органом таможенного союза и Правительствами Сторон проведен комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы.
В июле 2011 года состоялось заседание экспертов государств-членов союза по вопросам объединения формы декларации на товары, а также формы корректировки таможенных платежей и таможенной стоимости. По этим вопросам был разработан проект единой формы документа, который будет использоваться для внесения изменений и дополнений в декларации, правила заполнения формы. В целях выработки единых подходов к порядку таможенного декларирования подготовлена соответствующая Инструкция.
В рамках таможенного союза приняты решения о мерах по защите экономических интересов, рассмотрены вопросы распространения специальных защитных, компенсационных, антидемпинговых мер на единую таможенную территорию.