Государственное регулирование тарифов
Правительством РФ одним из базовых направлений обозначена реструктуризация отраслей естественных монополий. Это важно потому, что изменения в этих сферах затронут насущные потребности всего населения, потому политика государства должна быть тщательно продуманна и обоснованна, каждое решение – взвешенным.
Что такое отрасли прямого регулирования? Это группы отраслей, что выведены из-под действия антимонопольных законов, и в которых государством специально устанавливается и охраняется доминирующее положение производителей.
При этом форма собственности никак не влияет. Эти группы известны также как “естественные монополии” – такие виды деятельности, в которых по технологическим и любым другим условиям конкуренции быть не может. Они могут быть организованы по разным принципам. Это может быть сетевое крупномасштабное хозяйство с довольно дорогостоящим оборудованием, при этом данное хозяйство не может дублироваться или отрасль, где объем спроса задается определенной технологией.
Или отрасли общественного пользования, такие как электроэнергетика, водоснабжение и газовое хозяйство, воздушный, железнодорожный и муниципальный транспорт, радиовещание и связь, телевидение. Это также может быть отрасль, в которой крупномасштабное производство имеет низкие издержки, продукция пользуется спросом и нужна защита от дискриминации и монопольных цен.
Доступ сюда регулируется разрешением администрации. Она в свою очередь руководствуется балансом спроса и предложения в закрепленном за ней районе. Таким образом создается территориальная монополия поставщика.
Предприятия во всех этих отраслях не могут даже временно закрываться без разрешения государственной администрации и должны обслуживать без дискриминации абсолютно всех клиентов. Что входит в их обязанности?
Подача в органы исполнительной власти планов капиталовложений на развитие и капитальный ремонт оборудования, калькуляция себестоимости монопольной продукции, балансовая оценка имущества и бухгалтерская отчетность, то есть те сведения, которые в остальных отраслях являются коммерческой тайной предприятий.
На продукцию и услуги приведенной группы отраслей распространяется государственная регуляция тарифов. При появлении резкого роста издержек тарифы субсидируются государством из бюджета. Однако административный произвол в ценовой политике в любом случае не допускается, администрация отвечает перед правительством или перед парламентом.
В наиболее общем и коротком определении государственное регулирование тарифов и цен состоит в прямом простом установлении государством тарифов, основываясь на неких доводах либо в четких пределах цены.
Так государство сдерживает неоправданно высокие монопольные цены, которые назначаются производителем, и избегает последующего снижения объемов производства. Второй аспект состоит в том, что государство вынуждено искать равновесие между потребностями потребителей и производителей.
В системе госрегулирования цен и тарифов в РФ существует единый тарифный орган, которому подчиняются управления и комитеты государственного регулирования тарифов. В то же время долгосрочная целостная концепция ценового регулирования естественных монополий в государстве отсутствует. Сокращается перекрестное субсидирование и осуществляется переход на адресную систему социальных льгот.
На данном этапе система государственного регулирования тарифов и цен работает на основе нормативно-правовой базы, которая отражает принципы и правила, соответственно которым регулируется деятельность в сфере тарифной политики.