Тарифы грузоперевозок по России
Грузоперевозки в России чаще всего выполняются наземными видами транспорта – автомобильным и железнодорожным. Те и другие включают множество составляющих, которые влияют на стоимость грузоперевозок.
Если говорить о грузоперевозках автотранспортом, то минимальные тарифы – и почасовые, и в зависимости от пробега (километраж) – могут быть при использовании автомобилей марок «ГАЗель» и «Бычок».
Значительно дороже обходится использование специализированного транспорта: рефрижераторов, гидроподъемников, такелажного оборудования.
Снижается тариф на автоперевозки при найме попутного транспорта, чем и пользуются автотрейдинговые организации. Росту тарифов способствуют экспедирование, страхование грузов, дополнительная тара или упаковка.
Железнодорожный транспорт традиционно считается дешевле и безопаснее автомобильного, поэтому широко применяется для перевозки грузов. Товарные поезда могут перевозить весь груз за один раз, что не всегда возможно при использовании автомобиля, и это тоже уменьшает себестоимость перевозок.
Часто железная дорога является единственным способом доставки грузов в отдаленные районы страны. В зависимости от того, какие факторы влияют на ж/д тарифы грузоперевозки по России могут вполне конкурировать с другими способами доставки грузов.
В настоящее время разработаны специальные компьютерные программы, которые быстро рассчитают тариф в руб./вагонах или руб./тоннах. Для этого нужно ввести такие параметры: код груза, массу груза в одном вагоне, количество вагонов, грузоподъемность, тарифное расстояние, срок доставки, тип вагона (цистерна, платформа, полувагон, контейнер, хоппер-дозатор, хоппер-цементовоз, цистерна-цементовоз, лесовоз, окатышевоз и т.д.).
В вагонах перевозят продукты питания, стройматериалы, оборудование, в контейнерах везут грузы третьего класса (например, домашние вещи), на открытых площадках – крупногабаритную технику.
Наконец, железнодорожные тарифы более стабильны в отличие от автомобильных, стоимость которых напрямую зависит от цен на бензин, растущих как на дрожжах. Ж/Д тарифы хоть и находятся в прямой зависимости от стоимости электроэнергии, но обычно ОАО «Российские железные дороги» получает субсидию на компенсацию выпадающего дохода. В случае если такой возможности нет, то рост тарифов на железнодорожные перевозки более ощутим для потребителей.
Кстати, такая ситуация как раз сложилась в этом году. Не получив от правительства пятидесятимиллиардную субсидию, РЖД вынуждены повысить тарифы ровно на столько, на сколько подорожала электроэнергия, а именно, на четырнадцать процентов (вместо девяти запланированных).
Учитывая значимость данного вида услуг для потребителей, правительство планирует нивелировать прямое влияние стоимости электричества на тарифы железнодорожного транспорта за счет «долгих» договоров и сокращения издержек. Значит, есть основания полагать, что перевозки грузов железнодорожным транспортом не станут дороже, чем автомобильным.