Повышение коммунальных тарифов
Начиная с января, стоимость тарифов на услуги ЖКХ увеличилась чуть более чем на 9 %. С одной стороны, это не настолько большое увеличение, какое прогнозировалось осенью (прибавка должна была составить приблизительно 40%).
Такое повышение коммунальных тарифов и тарифов на электроэнергию удалось сдержать только благодаря вмешательству правительства. Но из-за этой, хоть и небольшой прибавки, у многих граждан возник вопрос: а каким же образом происходит формирование тарифов, если они так легко меняются?
Для начала немного статистики. Количество городских жителей в России – почти 104 млн, они проживают в 3,5 млн многоквартирных домов. ЖКХ имеет объем по тарифам около 500 млрд рублей ежегодно. Это – плата за все блага цивилизации в виде отопления, канализации и т.д., которые имеет горожанин.
Комплекс ЖКХ является крупнейшим многопрофильным предприятием Российской Федерации, в нем работает в среднем 2,5 млн человек. Основные фонды жилищно-коммунальных хозяйств стоят более 5 трлн рублей, это превышает четверть национального достояния России.
Если взглянуть на ситуацию с финансовой стороны, то, судя по предоставленным цифрам, стоимость на коммунальные услуги не только не должна повышаться, а скорее наоборот, легко может быть снижена в полтора, а то и в два раза. Разумеется, этого не произойдет. Попробуем разобраться в ситуации.
Первой причиной отсутствия снижения тарифов является неэффективность коммунальной системы. Тут большую роль играет её изношенность. Жилье, находящееся в состоянии износа, составляет 20% от всего объема, инженерные сети в таком же состоянии – 42%.
Независимыми экспертами выдвигается другая цифра – 70%. Можно легко понять, что ситуация по округам различается, и в некоторых процент износа жилья может достигать 90%. Генеральной прокуратурой в последнем году было возбуждено 149 уголовных дел по причине нецелевых расходов государственных средств в области коммунального хозяйства.
Ситуацию усугубляют управляющие компании и ТСЖ. Они являются посредниками между потребителем услуг и поставщиком. В 2010 году несобираемость платежей составила 18%. И это не вина жильцов, практически всегда деньги уплачиваются, но вот до ЖКХ они по какой-то причине не доходят.
В Москве широко известны случаи, когда потребителем услуг прописывалась, к примеру, собака. За животное необходимо было платить, как за полноценного потребителя воды и прочих коммунальных услуг. Иногда управляющие компании просто исчезали с деньгами, оставляя прокурорам непосильную задачу: найти задолженность водоканалам либо теплосети в сотни миллионов рублей.
Не менее интересной является ситуация с водным нормативом в Москве. В месяц на одного человека положено одиннадцать кубометров воды. Из них 7 кубов – холодная, 4 – горячая. Вы можете себе представить, чтобы каждый человек в месяц расходовал на себя 55 (!) бочек воды по 200 литров?
По данным контрольно-счетной палаты, эти нормативы превышены как минимум в два раза. Таких примеров масса, с этим сталкивался каждый, но, вероятнее всего, целесообразные решения всех этих проблем в области жилищного хозяйства будут найдены нескоро. И уж совсем не представляется возможным представить себе, каким будет повышение тарифов на коммунальные услуги в 2012 году.