Закон о таможенном тарифе
В закон РФ «О таможенном тарифе» с момента его выхода (1993 год) практически ежегодно вносятся поправки, изменения и дополнения в соответствии с происходящими событиями в стране и мире.
При этом, его суть остается неизменной – данный закон определяет порядок формирования и использования таможенного тарифа как регулятора рыночных взаимоотношений нашей страны с другими странами в сфере торговли различными товарами.
Российский федеральный закон о таможенном тарифе защищает экономику страны от негативов иностранной конкуренции, поддерживает рациональное соотношение ввоза и вывоза товаров, валютных расходов и доходов в стране, обеспечивает условия для интеграции России в мировой экономике.
Ключевое понятие в законе – «таможенный тариф», который трактуется как совокупность ставок таможенных пошлин по отношению к товарам, которые ввозятся в страну из-за рубежа и вывозятся за ее пределы. Законом устанавливаются правила определения этих ставок в зависимости от типа взаимоотношений России с той или иной страной. К примеру, со странами, взаимодействие с которыми является наиболее благоприятным, действует один тариф ввозных пошлин, а при отсутствии режима наибольшего благоприятствования в отношениях с государством, ставки увеличиваются вдвое.
Ставки вывозных пошлин характеризуются большим непостоянством, чем ввозные. Так, пошлина на нефть марки «Юралс» меняется регулярно в зависимости от результатов проводимого мониторинга.
Статья 4 данного закона определяет виды ставок в зависимости от типа начисления пошлины: адвалорные (начисляются в процентах к стоимости товара), специфические (устанавливают размер ставки за единицу товара) и комбинированные. В статье 6 рассмотрены правила применения пошлин сезонных и специальных, среди последних актуальны антидемпинговая и компенсационная пошлины.
По целому разделу отведено в законе методике определения таможенной стоимости товаров и тарифным льготам. Обозначены группы товаров, которые не облагаются пошлиной: товары, отправляемые в порядке благотворительности или гуманитарной помощи, валюта, транзитные товары, товары, перевозимые физическими лицами не в коммерческих целях и ряд других.
В тарифном регулировании с начала 2010 года произошли серьезные изменения. Это связано с созданием Таможенного союза трех стран: России, Белоруссии, Казахстана. Их взаимоотношения теперь определяет закон о едином таможенном тарифе.
Между странами-участницами этого союза применяются единые тарифы, товарная номенклатура, система льгот. Все значимые решения для новой структурной единицы принимает высший орган на уровне глав государств – Межгоссовет ЕврАзЭС.
Несмотря на то, что все поправки и, тем более, новые законодательные акты проходят длительные согласования, на практике бывает затруднительным применение некоторых положений, регулирующих таможенные отношения стран, из-за нестыковок в различных документах. Поэтому и приходится вносить постоянные изменения в эти законы, чтобы устранять возникающие несоответствия.