Регулирование занятости
Обеспечение занятости населения государства является основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда.
Закон Российской Федерации «О занятости населения» определяет занятость как не противоречащую законодательству деятельность граждан, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей и приносящую заработок или трудовой доход.
В соответствии с Законом, занятыми считаются следующие категории граждан:
- работающие по трудовому договору;
- занимающиеся предпринимательской деятельностью;
- занятые в подсобных промыслах;
- лица, проходящие военную службу, очный курс обучения в учреждениях профессионального образования;
- временно отсутствующие на рабочем месте по причине нетрудоспособности, отпуска, переподготовки;
- лица, которые являются учредителями организаций.
Безработными признаются трудоспособные лица, которые не имеют заработка или работы, зарегистрированы в органах службы занятости для поиска подходящей работы.
Правовое регулирование занятости осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса РФ и закона «О занятости населения». Направления политики государства следуют из международных правовых актов. Кроме того, в современных условиях особо актуален анализ документов, которые были приняты Советом Европы.
Государственное регулирование занятости предусматривает следующие направления содействия реализации прав граждан:
- развитие трудовых ресурсов и защита национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей гражданам РФ независимо от возраста, пола, национальности и социального положения;
- создание условий, которые обеспечивают свободное развитие человека и достойную жизнь;
- международное сотрудничество при решении проблем занятости населения;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы.
В зависимости от содержания направлений государственной политики в сфере занятости выделяют активную и пассивную политику.
Активная политика проявляется в обеспечении форм занятости, которые направлены на скорейший поиск работы, переобучение безработных, то есть в установлении дополнительных стимулов. Пассивная политика характеризуется наличием пособий по безработице и прочих мер оказания материальной помощи безработным.
Следует отметить, что в России проводится активная государственная политика по обеспечению занятости, что обусловлено резким сокращением размеров пособий по безработице.
Государственное регулирование занятости и трудоустройства направлено на развитие социального партнерства, разработку механизмов воздействия органов исполнительной власти, профессиональных союзов, работодателей при решении проблем занятости населения.
Политика государства в области занятости основана на принципах равных возможностей всех трудоспособных граждан. Посредником между работодателем и безработным выступает государственная служба занятости.
Право граждан на труд реализуется путем прямого обращения к работодателю или посредничеством службы занятости. С целью трудоустройства проводится регистрация безработных граждан в органах государственной службы занятости.
На каждого зарегистрированного гражданина заводится личное дело. Безработные граждане обязаны проходить перерегистрацию два раза в месяц. С первого дня признания лица безработным, ему назначается пособие. В случае нарушения сроков перерегистрации без уважительных причин выплата пособий может быть приостановлена.
Следует особо отметить, что не занятость граждан не может послужить основанием для их привлечения к административной или иной ответственности.