Социальная занятость
Безработица обеспечивает тот резерв рабочей силы, который нужен для реагирования рынка на изменение потребительского спроса, а потому является обязательным элементом нормальной работы рыночной экономики.
Для государств, в которых безработица представляет собой серьезную проблему, важен выбор правильной политики и разработка программ действий в области занятости населения и защиты безработных.
Одно государство прямо копировать опыт других стран не может, но изучать его должно для создания своей модели поведения в области социальной защиты и занятости безработных.
Есть два типа политики занятости, что проводится государством: активная и пассивная. Активная политика занятости представляет собой совокупность правовых, экономических и организационных мер, которые проводятся государством с целью снизить уровень безработицы. Включает в себя обучение, а также повышение квалификации и переподготовку лиц, которые ищут работу, поиск и подбор рабочих мест. Пассивная политика занятости – такая совокупность мероприятий, что направлена на сглаживание возможных отрицательных последствий безработицы. Сюда входят выплаты пособия по безработице, что гарантируется государством, материальная помощь, доплаты на иждивенцев и т.п.
Руководствуясь опытом других стран, можно сказать, что наиболее подходящим вариантом будет политика комплексного подхода с условием сохранения приоритета за активной политикой (созданием рабочих мест). Главная цель – сделать так, чтобы безработный смотрел на себя как на потенциального работника, а не как на государственного иждивенца.
Что относят к основным принципам государственной политики в области занятости населения? Государство должно обеспечить по возможности равные для всех трудоспособных граждан условия, поддерживать их трудовую инициативу, содействовать и поощрять развитие их способностей к любому труду.
Оно должно также координировать деятельность в области занятости с другими направлениями социальной и экономической политики. Профсоюзы, ассоциации (союзы) предпринимателей, трудовых коллективов и их формирований обязаны взаимодействовать с государством в вопросах разработки, реализации и контроля над выполнением различных мер по обеспечению занятости.
Помимо этого, государство обеспечивает социальную защиту занятости населения, проводит специальные мероприятия для трудоустройства желающих работать граждан, предоставляет им социальные гарантии.
Федеральная служба занятости Российской Федерации основана в 1991 г. согласно Закону РФ «Про занятость населения в Российской Федерации», является организационно самостоятельной службой и имеет структурное деление на территориальные органы службы занятости.
Основная задача службы занятости – осуществление комплексного регулирования занятости населения, принятие социальных мер, разработка различных проектов и социальных программ занятости населения, их адаптация к рынку труда.
Она также разрабатывает комплекс мероприятий по социальной защите занятости населения, следит за квотированием рабочих мест для женщин, у которых есть малолетние дети, инвалидов и неквалифицированной молодежи.
Реализация рабочих мест для социально незащищенных граждан, подростков, учащейся молодежи (в том числе выпускников) также входит в обязанности социальной службы занятости.
Касательно социальных программ занятости: они должны исходить из того, что в Российской Федерации концепция регулирования рынка труда является фундаментом для разработки всех основных направлений данного регулирования. Такие программы, что занимаются вопросами сохранения и создания рабочих мест, обязаны учитывать прогнозы демографического и социально-экономического развития отдельного региона в целом.
Поскольку существенное значение приобретает сопоставление социальных списков, которые содержат основные показатели социального и экономического положений региона, то в связи с этим региональные программы занятости должны отражать такие стороны, как производственный и профессиональный потенциал региона, его место и перспективы развития.