Управление занятости
Проблема занятости является одной из главных социально-экономических проблем государства, которая неразрывно связана с трудовой деятельностью по созданию духовных и материальных благ и услуг.
Показатель занятости характеризует количественный и качественный уровень использования населения в сфере общественного труда. Данный показатель определяет экономическую ситуацию в государстве, финансовую и деловую активность, платежеспособность населения.
Управление занятостью населения осуществляется государством путем формирования политики занятости, под которой подразумевается совокупность мер косвенного и прямого воздействия на социально-экономическое развития общества.
Различают пассивную и активную политику занятости. Активная политика занятости – это совокупность мер, которые проводятся государством с целью снижения уровня безработицы. Пассивная политика заключается в выплате пособий и предоставлении услуг по подбору рабочего места через органы государственной службы занятости.
Управление службы занятости осуществляет комплексное регулирование занятости населения в рамках действующего законодательства. Федеральная служба занятости РФ была создана в 1991 году. Ее территориальные органы являются структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ.
Основной целью службы занятости населения является обеспечение государственной политики занятости населения. Ее задачи включают в себя трудоустройство и консультации населения о рынке труда, а также осуществление социальных выплат безработным в виде пособия по безработице.
Расходы государства на занятость условно группируют по четырем направлениям: средства на пособия по безработице, на переподготовку и общественные работы, на финансовую поддержку и средства, направленные на развитие службы занятости.
Бюджет службы занятости населения – это развернутый план поступлений в фонд занятости на определенный период. Он разрабатывается исходя из условий, которые сложились на рынке труда и социально-экономической обстановки в регионе.
Главной целью является определение оптимального способа расходования ресурсов, которые находятся в распоряжении службы занятости населения и предназначены для выполнения программ занятости.
Доходные статьи бюджета отражают источники поступления средств, расходные – направления деятельности, на которые средства будут израсходованы.
Эффективность политики занятости основывается на учете использования средств для развития занятости населения. На пассивную политику расходуется более 50 % средств государственного фонда занятости.
В структуре расходов необходимо преобладание затрат на сохранение и создание дополнительных рабочих мест, затраты на переподготовку, профориентацию и профессиональное обучение, а также предоставление субсидий для организации собственного дела.
Государственная политика занятости включает также другие элементы социального характера, которые воздействуют на занятость населения, а именно: продолжительность рабочего времени, материальные условия, размер трудовых пенсий, условия сохранения пенсий для работающих пенсионеров и уровень их материального обеспечения.